Последние новости

Ковтун отчиталась о культурном развитии Мурманской области
28 января 2016

23 января этого года прошла встреча М. Ковтун занимающей должность главного руководителя Мурманской области (губернатора) с министром культурного развития РФ В Мединским. В процессе встречи обсуждался неповторимый облик культурного развития населения и гостей области, что и дало возможность столь дальнему региону или как его еще называют Заполярному краю, превратиться в центр культуры Северной части России.

...
28 января 2016
«Петроглифы Канозера» расширят экспозицию
19 октября 2015

«Петроглифы Канозера» расширят экспозициюВ музее древних петроглифов, главным пристанищем которого смогли стать острова Канозера, находящегося в Мурманском регионе, прошло открытие выставочного зала. В нем расположили расположили экспозицию, которая посвящена уникальным наскальным изображениям и всей многолетней истории из исследования. Музей под названием «Петроглифы Канозера», выставка которого находится на улице, была основан в 1997-ом году группой энтузиастов. Три островка Канозера и материковая скала стали своеобразными экспозициями на свежем воздухе, где собрано более одной тысячи рисунков на камнях, которые датируются эпохой неолита.

...
19 октября 2015

Фотогалерея:

Интересное

    Мир наскального искусства

    Е. Г. Дэвлет¹, А. Р. Ласкин², А. Л. Бабаев³ А. В. Судаков³
    ¹Институт археологии РАН
    ул. Дм. Ульянова 19, Москва,117036, Россия
    E-mail: eketek@yandex.ru
    ²Государственной учреждение культуры
    «Научно-производственный центр по охране и
    использованию памятников истории и культуры
    Хабаровского края»
    ул. Калинина 69-а, Хабаровск, 680000, Россия
    E-mail: archaeology@inbox.ru
    ³Фонд «Историческое наследие Амурского региона»
    ул. Тихоокеанская 45, Хабаровск, 680011, Россия
    E-mail: inar@mail.redcom.ru
    «Петроглифы Сикачи-Аляна» — уникальный памятник древнего наскального искусства на Нижнем Амуре (проблемы сохранения и использования).

    В настоящее время, со стороны российских и зарубежных исследователей, проявляется большой интерес к памятникам древнего наскального искусства, проблемам их сохранения и использования в современных условиях. Если древние наскальные изображения, находящиеся за рубежом и на большей части территории России, изучены довольно хорошо, то памятники наскального искусства, расположенные на Дальнем Востоке и, в частности в нижнем течении р. Амур, требуют дальнейших серьезных исследований и комплекса мер по их сохранению. Это подтверждают, проводившиеся в последние годы, обследования данных объектов, с целью инвентаризации, проверки технического состояния и определения их сохранности. На административной территории Хабаровского края расположено 7 объектов с памятниками древнего наскального искусства. Самым ярким и наиболее изученным из них является петроглифы у с. Сикачи-Алян.

    Памятник расположен в 60 км. ниже г. Хабаровска, по правому берегу р. Амур и протоки Малышевской. Петроглифы выполнены преимущественно на базальтовых валунах и частично — на скалистом уступе береговой террасы и сосредоточены на береговой полосе, протяженностью до 6 км. между селами Сикачи-Алян и Малышево.

    Первые сведения о наскальных рисунках Сикачи-Аляна, стали известны в конце XIX века, благодаря дневниковым записям русского востоковеда Палладия Кафарова (Ларичев, 1966. С.121). Первые печатные сведения о петроглифах у с. Сикачи-Алян и Малышево, появились в газете «Приамурские ведомости» в 1895 г. Их автор — штабс-капитан Петр Иванович Ветлицын, дал общую характеристику рисункам технике их исполнения и легенду их происхождения, а также выполнил несколько зарисовок (Ветлицын, 1895. С.17). Первые сведения о петроглифах Амура, опубликованные в 1899 г. в зарубежной печати, принадлежат американскому востоковеду Бертольду Лауферу — участнику этнологической экспедиции на Амур, организованной Американским музеем естественной истории. Американскому этнографу удалось сделать несколько фотографий и эстампажей древних рисунков, а также записать нанайскую легенду о «трех солнцах», связанную с возникновением петроглифов (Laufer, 1899. С. 746). В 1908 г. краткое описание петроглифов у с. Сикачи-Алян, во время своей экспедиции в горы Сихотэ-Алиня, сделал известный дальневосточный исследователь В. К. Арсеньев (Арсеньев, 1947. С. 8). Древние легенды, связанные с Сикачи-Алянскими петроглифами и народом, населявшим эти места, во время своего путешествия в 1910 г., описывал этнограф Л. Я. Штернберг (Штернберг, 1933. С. 454). Специальные исследования Сикачи-Алянских рисунков в начале 30-х годов прошлого века, провел Н. Г. Харламов. Он определил местонахождение петроглифов, сделал их фотографии и эстампажи, а также собрал в этом месте небольшую коллекцию археологических предметов, состоящих из каменных орудий труда и фрагментов керамики. Огромные валуны с петроглифами он связывал с остатками древнего города «Гальбу» (Харламов, 1933.). В 1935 г. петроглифы у с. Сикачи-Алян и Малышево были обследованы участниками «Нижне-Амурской археологической экспедицией Института этнографии АН СССР под руководством А. П. Окладникова. Были калькированы наиболее значимые рисунки, сделаны первоначальные выводы о стилях и временных рамках древних изображений (Окладников, 1951. С. 36). С 50-х годов начинается целая эпоха в планомерном научном изучении петроглифов Сикачи-Аляна, и все эти исследования проводятся под руководством А. П. Окладникова (позднее под руководством А. П. Деревянко). Итогом этой огромной научно-исследовательской работы становится, опубликованная в 1971 г., монография А. П. Окладникова «Петроглифы Нижнего Амура», которая посвящена не только петроглифам Сикачи-Аляна, но и другим уникальным памятникам наскального искусства Приамурья (Окладников, 1971).

    Петроглифы Сикачи-Аляна многосюжетны. Среди них изображения «личин», зверей, птиц, змей, лодок, чашевидных углублений (лунок), концентрических кругов. Основное место в сикачи-алянских петроглифах, безусловно, занимают стилизованные антропоморфные изображения — «личины». Их формы, заполнения и размеры очень разнообразны. Овальные, яйцевидно-овальные, сердцевидные, трапециевидные и соединения из этих нескольких форм, с ярко выраженным контуром и без него, а также рельефные личины, выполненные на схождении двух или трех граней. К отдельной группе можно отнести личины череповидной формы с широкой верхней частью и ярко выраженным узким подбородком. Внутреннее заполнение личин тоже многообразно, но почти на всех присутствует изображение глаз, носа и рта. Часто глаза выполнены в виде концентрических кругов, а нос, что характерно для череповидных личин, показан только в виде ноздрей. Многие личины внутри заполнены сложным орнаментом, состоящим из углов, треугольников, дуг или сочетания из последних. Некоторые изображения имеют вокруг себя ореол из расходящихся лучей, которые могут быть различной длины и располагаться, как в верхней части личины, так и по всей ее окружности. Если крупные личины (до 50-60 см.), как правило, полностью занимают одну рабочую плоскость камня, то личины небольших размеров (10-15 см.), могут составлять на ней целую группу. К фаунистической группе рисунков Сикачи-Аляна относятся изображения лося, тигра, кабана, птиц и змей. Спорным остается изображение на вертикальной плоскости одного из камней группы из трех животных, которые похожи на низкорослых лошадей, но А.П.Окладников не исключает возможность, что древний художник хотел таким образом изобразить лосей (Окладников, 1971. С. 77). Особо выделяются изображения двух лосей (на горизонтальной и вертикальной плоскостях), выполненных в рентгеновском стиле. Самое крупное и эффектное из всех наскальных изображений Сикачи-Аляна — это композиция выполненная на горизонтальной плоскости обособленно лежащего валуна, состоящая из рисунка лося, заполненного внутри орнаментом из завитков-спиралей и концентрических кругов и стилизованного небольшого изображения человека, стреляющего из лука в грациозного зверя.

    Петроглифы Сикачи-Аляна являются результатом деятельности человека на протяжении целого ряда периодов и эпох, от раннего неолита до раннего средневековья, что подтверждает многообразие стилей и различия в технике их исполнения. Если рисунки, относящиеся к неолиту и раннему железному веку, выполнены способом глубокой желобчатой выбивки при помощи каменных инструментов, то раннесредневековые изображения уже наносились в стиле резной техники железным инструментом. Криволинейность в стилях ранних изображений сменяется в раннем средневековье рисунками с прямыми пропорциональными линиями. До настоящего времени весьма актуальной и научно обоснованной является датировка сикачи-алянских петроглифов, предложенная А. П. Окладниковым, основанная на сопоставлении стилей и образов рисунков и соотношении их с археологическими культурами Нижнего Амура. К периоду раннего неолита (мезолита), где более ранние рисунки датируются X тыс. до н.э. — относятся примитивные по технике и стилю изображения лошадей ? (лосей), фигурки лесных птиц, личины с простым внутренним заполнением (глаза, рот, нос), а также череповидные личины. К расцвету неолитической эпохи на Нижнем Амуре (IV-III тыс. до н.э.) можно отнести личины со сложным геометрическим заполнением их внутреннего пространства. Эта тенденция продолжается в позднем неолите и начальном этапе раннего железного века (II тыс. до н.э. — начале I тыс. до н.э.). Кроме того, к этому этапу относятся наиболее яркие изображения лосей в рентгеновском стиле со сложным внутренним заполнением из завитков-спиралей и концентрических кругов. И, наконец, самые поздние из рисунков, выполненные в стиле резной техники, и относятся к первой половине I тыс. н.э.

    Нужно отметить, что из всего многообразия петроглифов Сикачи-Аляна, исследователи разных лет, что применительно и к настоящему времени, могли видеть здесь лишь часть рисунков. Это обусловлено теми природными условиями, в результате которых памятник находится в постоянном движении или «живом» состоянии. Благодаря такому состоянию обнаруживаются новые рисунки, а некоторые, выявленные ранее, бесследно исчезают. Что касаемо выявления новых рисунков, то здесь в главной роли выступают уровень воды в Амуре, выветривание песчаных отложений, а также направление солнечного света, который, во многом, позволяет отличить древний рисунок от природной работы на камне. Благодаря очень низкому уровню воды, что в нижнем течении Амура бывает редко, определенное количество новых рисунков было выявлено во время проведения охранных мероприятий в нижней части памятника, в 2000 г. (Горнова, 2000). Несколько новых изображений в верхней части памятника было обнаружено специалистами проектного института «Хабаровскгражданпроект» во время работ, связанных с подготовкой проекта зон охраны сикачи-алянских петроглифов (Дыминский, 2003). Данный материал требует дополнительной обработки и отдельной публикации.

    За последние годы довольно ощутимо негативное влияние на памятник природного и, особенно, антропогенного факторов. К последнему можно отнести: современные надписи и рисунки, как на камнях с древними изображениями, так и без них; обводка и прочерчивание древних рисунков, появляющихся после посещения памятника неорганизованными туристами; разведение костров в непосредственной близости от петроглифов; использование валунов в процессе рыбной ловли и просто замусоривание территории памятника. Присутствие вандалистических рисунков и надписей характерно для многих наскальных памятников, и не только на территории России, а в Сикачи-Аляне эта негативная тенденция прослеживается еще с дореволюционных времен, что подтверждает сохранившаяся надпись с использованием буквы «ять». За последнее десятилетие это «современное искусство» особо прогрессирует, что связано с увеличением количества неорганизованных туристических групп и проблемами с охраной ценного историко-культурного объекта. Еще один аспект антропогенного характера, влияющий на петроглифы — это деятельность рыбаков-любителей, в основном, из местного коренного населения. Привязанные к валунам металлические тросы и проволока, которые являются составляющей частью рыболовных снастей, оставляют на них глубокие выемки, что нарушает верхний защитный слой базальта, а разжигание костров не только оставляет копоть на поверхности, но часто приводит к раскалыванию камня. Кроме того, отсутствие оборудованных подъездных путей к берегу реки приводит к хаотичному движению транспортных средств по побережью, нередко в непосредственной близости или прямо по камням с петроглифами, что также негативно отражается на состоянии памятника. Отмечены единичные случаи осуществления местным населением культовых обрядов с непосредственным использованием петроглифов. Большую тревогу вызывает то обстоятельство, что в процессе совершения обряда на древний наскальный рисунок оказывается абразивное воздействие, а после обряда остаются потеки и пятна, существенно отличающиеся по цвету от первоначального.

    Немаловажную роль в ухудшении состояния петроглифов играют природные факторы: сезонные колебания уровня воды в реке и масштабный ледоходный процесс; резкие перепады температур и замораживание; ветровая эрозия; прогрессирующая растительная среда. Самое губительное природное воздействие на каменную гряду с петроглифами оказывает весенний ледоход на Амуре. Благодаря большим глубинам и скорости течения в этом месте, гигантские плиты льда, толщиной до полутора метров, упираются в базальтовые глыбы и скальные выступы мыса, теснимые следующими, продвигаются вглубь на значительное расстояние. При этом многие камни с легкостью переворачиваются, скалываются от ударов друг о друга, перемещаются вверх или вдоль линии движения ледохода, порой на значительные расстояния. Исследования последних лет, позволили провести небольшой анализ современного (2000, 2003 гг.) местоположения камней с петроглифами, со схемами А. П. Окладникова (50-е годы). Результаты показали, что всего лишь за 50 лет, более 10 камней с рисунками оказались перевернутыми, и, примерно, такое же количество переместилось на расстояние от 20 см до 25 м. Учитывая возраст петроглифов, можно только предполагать какие глобальные изменения в комплексах каменной гряды произошли за тысячелетия. Во время сезонных изменений уровня воды и, особенно, весенних и летних паводков, река перемещает массы песчаных и илистых отложений, которые, в последствие, осаждаются на камнях, находящихся в зоне затопления. Подобную работу проделывают массы песка, перемещаемые ветром в зоне береговой полосы. Интересная ситуация складывается после спада уровня воды в реке. Камни с изображениями, которые были скрыты под водой, после ее отступления, также труднодоступны для осмотра по причине оседания на них слоя ила, который под действием ветра и солнца превращается в твердую корку. Почвенные наносы способствуют активному росту растений, корневая система которых, проникает в микроскопические трещины на поверхности камня и увеличивает их в процессе своего роста. Темная поверхность камней способствует увеличению разницы температур между теневой и освещенной гранями валунов до 30 градусов в периоды высокой солнечной активности (с апреля по август), что создает ежесуточные циклические напряжения в камне, способствующие трещинообразованию. И вода, и песок с илом, и ветер, и солнце в той или иной мере, подвергают камень постоянной природной «обработке». И без того, на пористой поверхности базальта, образуются новые углубления и трещины, а неоднократно проникающая в них и замерзающая зимой влага, постепенно разрушает камень.

    Из совокупности всех перечисленных факторов, негативно влияющих, как на памятник в целом, так и на отдельные его элементы, очевидны срочные и эффективные меры по его защите и сохранению. За последние 30 лет различными научно-исследовательскими институтами, проектными организациями и учреждениями высказывалось и обсуждалось множество предложений и проектов по созданию различного рода этнокультурных и научных центров в уникальном историческом месте. Основными инициаторами этих проектов, в разные годы выступали: Институт этнографии АН СССР; Институт археологии и этнографии СО РАН; Всесоюзное общество охраны памятников (ВООПИК); органы исполнительной власти и инициативные группы из числа коренных народов и представителей общественности Хабаровского края. Из проектных решений следует отметить две работы Научно-исследовательского и проектного института по разработке генеральных планов и проектов застройки городов ЛенНИИПградостроительства (1979 и 1992 гг.). Проекты поражают своим размахом и масштабным строительством, в небольшом национальном селе Сикачи-Алян, многоэтажных гостиниц, кафе, парков и скверов. Древний памятник наскального искусства выглядит на этом фоне невзрачно и второстепенно. Однако была проделана большая работа в определении природных условий, рельефных и инженерно-геологических характеристик. В последнем проекте, также поднимались проблемы музеефикации и сохранения петроглифов и инженерных мероприятий по их спасению. В 1992 г. творческой группой архитекторов г. Хабаровска был выполнен проект по созданию научно-рекреационного и этнокультурного цента в Сикачи-Аляне, в котором петроглифы и соответствующие меры по их охране, занимали основное место. К сожалению, из-за отсутствия финансирования, все эти проекты и решения оставались только на бумаге. В 2000 г. был разработан и осуществлен практически «Проект сохранения историко-археологического памятника в пункте первом каменной гряды у села Сикачи-Алян Хабаровского края», его автор — ландшафтный архитектор, доцент М. И. Горнова. В рамках проекта была проведена работа по механическому перемещению четырех базальтовых валунов с петроглифами, наиболее подверженных разрушению, по мнению автора проекта, на безопасное расстояние от реки, в нижней (первом пункте) части памятника. Кроме того, автор провела исследования по изменению местоположения камней с рисунками, выявлению новых изображений и архитектурно-обмерной части. Результатом научно-исследовательской части проекта, стали конкретные предложения по мероприятиям, направленным на сохранение петроглифов. Еще одна работа, при подготовке которой были проведены исследования, связанные с определением местоположения камней с петроглифами, их технического состояния, а также поиском новых рисунков, стал «Проект зон охраны памятника археологии «Петроглифы Сикачи-Аляна в Хабаровском районе Хабаровского края». Проект был разработан в проектном институте «Хабаровскгражданпроект» в 2003 г. и согласован отделом (инспекцией) охраны недвижимых памятников истории и культуры Министерства культуры РФ. В 2002 г. вышло Постановление Губернатора Хабаровского края»О мерах по охране, сохранению, использованию и исследованию памятника древней культуры «Петроглифы Сикачи-Аляна». В данное постановление вошли положение о памятнике и план первоочередных мероприятий по его охране и использованию. У каждого пункта плана мероприятий появился: срок его исполнения; свой конкретный исполнитель, в лице определенного краевого ведомства; объем финансирования с фиксированной суммой. Прошло три года, но из-за отсутствия финансирования, ни один из пунктов первоочередных охранных мероприятий на памятнике, так и не был выполнен. Интересный проект по сохранению, популяризации и изучению памятников наскального искусства на территории Хабаровского края, осуществил созданный в 2004 году некоммерческий фонд «Историческое наследие Амурского региона». На сайте фонда www.kentawra.net любой желающий может познакомиться с историей исследования древних наскальных изображений, фотографиями рисунков, накопленной в процессе их изучения информацией. Приоритетным направлением прикладной деятельности фонда является поиск, изучение и адаптация методов консервации петроглифов и изготовление их точных копий. Одним из практических предложений организаторов фонда является создание «Сада камней», который предполагается разместить в центральной парковой зоне г. Хабаровска, на берегу Амура. В ходе организованных фондом экспедиций 2002-2004 годов были сняты точные слепки более 20 наскальных рисунков. Копирование производилось по широко применяемой в промышленности, реставрации и музейном деле технологии, заключающейся в снятии с фрагмента рельефной поверхности негативного отпечатка из эластичного компаунда на основе силиконовых каучуков. Использованная при копировании технология позволила передать рельеф поверхности наскального рисунка с местной погрешностью менее 0,05 мм и общим несоответствием размерам оригинала менее 3 мм на 1 м. Такая точность вполне достаточна для корректной передачи всех видимых невооруженным взглядом деталей и нюансов поверхности петроглифа. Изготовленные негативные отпечатки могут использоваться для создания точных (факсимильных) копий петроглифов из различных материалов, позволяющих организовывать передвижные и стационарные экспозиции как в музеях, так и в парках.

    Следующим технологическим шагом по пути копирования памятников наскального искусства, по предложению специалистов фонда «Историческое наследие Амурского региона», могло бы стать наземное лазерное сканирование успешно применяемыми в промышленности 3-х мерными сканерами, что позволило бы сразу решить много важных практических и исследовательских задач. Создание полной высокоточной трехмерной цифровой модели поверхности любого памятника наскального искусства позволило бы корректно отслеживать сезонные и многолетние изменения памятника, точно диагностировать угрозу разрушения и выявить наиболее уязвимые участки и фрагменты памятника, создать полноценную электронную копию памятника и сделать его доступным через Интернет из любой точки мира и т.д.

    Негативное воздействие природного и антропогенного характера на памятники наскального искусства Нижнего Амура, давно создали ситуацию, в которой необходима срочная разработка комплексной программы, направленной на их сохранение и современное использование. И первым этапом этой программы должен стать уникальный комплекс наскального искусства — «Петроглифы Сикачи-Аляна». Первоочередность этого объекта обусловлена в наибольшей мере его изученностью на сегодняшний день, масштабностью территории, многообразием и насыщенностью изображений, уникальным сочетанием здесь источников природной, исторической и этнографической среды. Кроме того, это единственный в Приамурье памятник древнего наскального искусства, который, в настоящий момент, используется в качестве туристического объекта. Естественно, мероприятиям по сохранению памятника должны предшествовать всесторонние многопрофильные научные исследования, связанные с консервацией, музеефикацией, работами охранного характера и продолжительного мониторинга. Огромный и, в большинстве случаев удачный, опыт таких работ уже накоплен и широко применяется, как в нашей стране, так и за рубежом. Однако, как происходит это с сикачи-алянскими петроглифами, пока идет длительная подготовка и разработка необходимых проектов и программ по комплексному сохранению объекта, памятник продолжает интенсивно разрушаться. Поэтому, на данном этапе, необходимо проведение первоочередных охранных мероприятий, направленных на приостановление разрушающих процессов, особенно, антропогенного характера.

    Исходя из сложившейся, в настоящий момент, ситуации, первоочередные мероприятия можно разделить на два направления: организация охраны и организация использования. Организация охраны подразумевает следующие меры:

    Установка ограждения. Ограждение должно быть установлено применительно к существующему рельефу местности (с двух сторон территория памятника уже ограничена естественными преградами — рекой и надпойменной террасой) по отдельному проекту, в котором будут учтены все инженерные и эстетические особенности. Оно должно быть надежным, долговечным, многофункциональным и иметь соответствующий дизайн, возможно, с элементами сюжетов древних рисунков.
    Круглосуточная охрана объекта. Исключит возможность вандалистических действий на территории памятника. Позволит систематизировать посещение объекта организованными туристическими группами в определенное время суток. Организует контроль за соблюдением правил поведения и техники безопасности во время проведения экскурсий. Помещение для работников охраны, также должно иметь соответствующие архитектурные формы и дизайн, гармонирующие с существующим ландшафтом, ограждением и историко-культурной направленностью объекта в целом.
    Запрещение движения транспортных средств по территории памятника. Должно быть применительно для любых видов транспорта и категорий граждан. С этой целью необходимо, на достаточном расстоянии от ограждения, обустройство автостоянки (ок) с учетом выполнения всех природоохранных и других требований.

    Организация использования памятника древнего наскального искусства должна проходить в научно-исследовательских, культурно-просветительских и туристических целях. Научные исследования должны проводиться квалифицированными специалистами с привлечением российского и зарубежного опытов в этой области. Прежде всего, это работы, связанные с консервацией памятника:

    Регулирование ландшафта и растительной среды. Позволит снизить заиливание камней с рисунками, наиболее подверженных этому процессу и, наоборот, укрепить камни, вымываемые из грунта и перемещаемые водой и льдом. Укрепить склон надпойменной террасы.
    Структурное укрепление камней с петроглифами. Этой работе должны предшествовать специальные исследования и анализы, чтобы исключить обратные (разрушающие) процессы. Более того, необходимо предусмотреть продолжительный мониторинг, который позволит проследить изменения в разные временные периоды года.
    Удаление следов современных посетительских надписей. Также требует проведения специальных анализов, разработки нескольких вариантов их удаления. Поскольку, некоторые вандалистические рисунки и надписи на сикачи-алянских петроглифах выбиты глубже чем древние, то здесь целесообразнее было бы применить методику заполнения соответствующими доделочными массами. Имеющуюся обводку древних рисунков различными красящими веществами, после проведения соответствующего анализа этих веществ, можно удалить при помощи щадящих технологий.

    Работы, связанные с туристическим использованием объекта, предопределяют его музеефикацию, основой, которой, также должен стать комплексный проект. Сейчас в Хабаровске существует, примерно, 10 туристических фирм, в маршруты которых включено посещение древних петроглифов в Сикачи-Аляне. Эту часть туристов сопровождает подготовленный экскурсовод, плюс гид-переводчик у иностранных групп. Наибольшая посещаемость памятника приходится на летний и осенний периоды, зимой экскурсии носят, в основном, характер «выходного дня». Причиной такого периодического посещения петроглифов организованными туристическими группами, является необустроенность и неприспособленность объекта, отсутствие здесь автостоянки, пунктов питания, мест для отдыха и санитарных объектов общего пользования. В национальном селе местные умельцы изготавливают различного рода сувениры, но отсутствие стационарных мест их продажи, создает неудобства, как для туристов, так и для самих продавцов. Наряду с первоочередными мероприятиями по сохранению памятника, необходимо предусмотреть и работы, связанные с использованием его в качестве туристического объекта:

    Популяризация памятника наскального искусства через тиражирование брошюр, книг, путеводителей. Подготовка аттестованных экскурсоводов и квалифицированных экскурсионных текстов для них.
    Обустройство мест отдыха (беседки), пунктов питания, стационарных мест по продаже сувениров, санитарных объектов, которые должны находиться вне территории памятника, за установленным ограждением.
    Перед ограждением должны быть установлены информационные щиты с краткой исторической справкой и историей исследования памятника, картой экскурсионного маршрута, правилами поведения и ответственности на территории историко-культурного объекта. С этой информацией туристы, с помощью экскурсовода, должны обязательно ознакомиться до начала проведения экскурсии.
    Обустройство дорожек-маршрутов по территории памятника в виде массивных деревянных мостков с перилами и указателями. Такая конструкция широко применяется на памятниках подобного типа и позволит корректировать направление движения туристов от объекта к объекту. Изгибы директории мостков, площадки обозрения, должны гармонировать с природным ландшафтом и обеспечивать надлежащий угол обзора. Кроме того, такая конструкция позволит удерживать туристов от прямого контакта со скальной поверхностью, а также обеспечивать прохождение маршрута во время сезонного изменения уровня воды в прибрежной зоне.

    Первоочередные мероприятия по сохранению и использованию памятника древнего наскального искусства, до разработки и внедрения глобальных комплексных проектов, безусловно, играют большую роль. Как видно из сложившейся ситуации на сикачи-алянских петроглифах, пока идет решение организационных и финансовых вопросов, разрушение уникального историко-культурного памятника продолжается. Заинтересованность в сохранении наскальных изображений в с. Сикачи-Алян со стороны органов охраны памятников краевого уровня, ученых и исследователей, туристических фирм, коренного населения и граждан требует решительных действий со стороны властей и федерального органа по охране культурного наследия. Неужели просуществовав многие тысячелетия, уникальный памятник древнего наскального искусства Нижнего Амура, будет уничтожен в XXI веке.

    Список литературы

    Арсеньев В.К. В горах Сихотэ-Алиня // Сочинения. — т.III. — Владивосток. — 1947. — С. 8-9.

    Ветлицын П.И. Заметка о древних гольдских памятниках близ селения Малышевского // Приамурские ведомости. — № 56. — Хабаровск. — 1895. — С. 17-18.

    Горнова М.И. Проект сохранения историко-археологического памятника в пункте первом каменной гряды у села Сикачи-Алян Хабаровского края. — Хабаровск. — 2000.

    Дэвлет Е.Г. Памятники наскального искусства. — Москва. — Научный мир. — 2002.

    Дыминский С.А. Проект зон охраны памятника археологии «Петроглифы Сикачи-Аляна» в Хабаровском районе Хабаровского края. — ГУП «Хабаровскгражданпроект». — Хабаровск. — 2003.

    Ларичев В.Е. Потерянные дневники Палладия Кафарова // Известия СО АН СССР. — Серия общественных наук. — № 1. — Вып. 1. — Новосибирск. — 1966. — С. 121.

    Окладников А.П. Раскопки на Севере // По следам древних культур. — Москва. — 1951. — С. 36.

    Окладников А.П. Петроглифы Нижнего Амура. — Ленинград: Наука, 1971.

    Харламов Н.Г. Руины Гальбу (Петроглифы Сикачи-Аляна, находки разновременных вещей) // Проблемы истории материальной культуры. — № 1,2. — Ленинград. — 1933.

    Штернберг Л.Я. Гольды // Гиляки, орочи, гольды, негидальцы, айны. Статьи и материалы. — Хабаровск. — 1933. — С. 454-458.

    Laufer.B. Petrogliphs on the Amoor // American Anthropologist. — NS. — I. — 1899. — P. 746-750.

    19 марта 2012

    Читайте также:

    • Экспедиция к памятнику археологии совместно со специалистами НПЦ ОПИК

      Совместно со специалистами НПЦ ОПИК Хабаровского края проведена рабочая экспедиция к памятнику археологии "Сукпайская писаница". Выполнены работы по очистке плоскостей камня от грязи, растительности и насекомых, произведена защитная обработка поверхности камня гидрофобизирующим защитным раствором

    • Экспедиция к памятнику археологии "Петроглифы Сикачи-Аляна"

      Проведена большая рабочая экспедиция к памятнику археологии "Петроглифы Сикачи-Аляна". Выполнена очистка петроглифов от грязи и растительности, перемещен валун, закрывавший доступ к ранее неизвестному наскальному рисунку, изготовлены точные копии более 20 уникальных сюжетов.

    • Экспедиция к памятнику археологии "Сукпайская писаница"

      Проведена экспедиция к памятнику археологии "Сукпайская писаница". Исчезающие петроглифы, рисунки выполнены охрой на сером граните, включают три группы изображений. Сами рисунки практически уничтожены, контуры изображений с трудом просматриваются за счет следов пигмента, впитавшегося в тонкий

    • Открытие выставки «Петроглифы Амура»

      Фонд "Историческое наследие Амурского региона" при поддержке Правительства Хабаровского края, Министерства Природных ресурсов и Дальневосточного художественного музея проводит выставку «Петроглифы Амура». Ждем Вас c 20 февраля по 20 марта в Дальневосточном художественном музее ежедневно

    • Изготовлены и установлены информационные знаки

      Изготовлены и установлены два информационных знака на подходах к первой и второй группам Сикачи-Алянских петроглифов с вставкой - точной копией одного из наскальных рисунков.Евгений Горбачев

    • Музейная копия передана в Естественно-исторический музей

      Копия рельефа сикачи-алянской личины выставлена в естественно-историческом музее зале Норис в городе Нюрнберг.Эрнст Файст и Бабаев АльбертЕстественно-исторический музей, Зал НорисНюренберг, Германия.

    Информация
    Комментировать статьи на нашем сайте возможно только в течении 1 дней со дня публикации.

    Последние фото:

    lastphotos1lastphotos2
    lastphotos3lastphotos4
    lastphotos5lastphotos6
    lastphotos7lastphotos8

    ЗЕМЛЯ — наш общий дом и наследие оставленное предками.


    Мы разделены границами, у нас разные языки и цвет кожи,
    но у нас общее будущее и общая память о прошлом.

    Сохранить её — наш долг перед грядущими поколениями.



    Петроглифы — (от греч. ptros — камень и glyph — резьба, вырезывание), древние изображения,
    высеченные на стенах и потолках пещер,
    на открытых скальных поверхностях
    и отдельных камнях.

    САД

    Поддержать проект



    email

    info@amurfund.org