Петроглифы Нижнего Амура поразили иностранцев
В конце октября в Москве завершила работу выставка «Мир наскального искусства». В ней, по приглашению организаторов, принимали участие и хабаровчане. Экспозиция точных копий петроглифов нижнего Амура, представленная там, получила высокую оценку специалистов и археологов. Коллекцию в столицу привезли сотрудники Фонда «Историческое наследие Амурского региона».
Как рассказал президент Фонда Альберт Бабаев, выставка проходила в рамках научной конференции «Мир наскального искусства». В ней приняли участие представители регионов России и зарубежные исследователи из стран Европы, Азии, Америки и Австралии. Этот форум был организован при поддержке президиума РАН, Российского гуманитарного университета, института археологии РАН и других научных организаций. Доклад Артура Ласкина — археолога из Хабаровского центра охраны памятников и культурного наследия вызвал неподдельный интерес отечественных и зарубежных специалистов и получил высокую профессиональную оценку.
Мы представили коллекцию из 21 точной копии петроглифов, расположенных возле села Сикачи-Алян на нижнем Амуре. Наша экспозиция вызвала огромный интерес у отечественных и зарубежных археологов и историков. Дело в том, что до последнего времени увидеть наскальные рисунки, оставленные первобытными жителями нижнего Амура, удавалось немногим. Даже в научных трудах рисунки встречались нечасто и изображались схематично. Наши копии помогли ученым и гостям выставки вживую прикоснуться к этой уникальной находке, — рассказал вице-президент Фонда Анатолий Судаков. Поэтому в отзывах посетителей выставки одновременно отмечается и высокий уровень работы специалистов по созданию копий и культурная ценность амурских петроглифов.
Более того, выяснилось, что специалисты Фонда «Историческое наследие Амурского региона» применили подобную технологию создания копий петроглифов в России впервые. На выставке наскальные рисунки из других регионов были представлены на бумажных носителях. Копии амурских петроглифов хотя и были выполнены из пластика, но до мельчайших подробностей повторяли поверхность базальтовых валунов, на которых сохранились рисунки древних людей.
Как пояснил Анатолий Судаков, такую совершенную технологию для копирования петроглифов в нашей стране еще никто не применял. Хотя за рубежом ей пользуются уже около 10 лет.
Экспозиция хабаровчан пользовалась постоянным вниманием. Петроглифами Нижнего Амура заинтересовались итальянские и американские археологи и историки, а ученое сообщество смогло убедиться в том, что проблема сохранения уникального памятника древнего наскального искусства требует безотлагательного решения.
Исследования последних лет позволили провести небольшой анализ современного местоположения камней с петроглифами со схемами А. П. Окладникова. Результаты показали, что за 50 лет, более 10 камней с рисунками оказались перевернутыми, и, примерно, такое же количество переместилось на расстояние от 20 см до 25 м.
Во время сезонных изменений уровня воды, весенних и летних паводков, река перемещает массы песчаных и илистых отложений, которые оседают на камнях, находящихся в зоне затопления. Вода, песок с илом, ветер и солнце в той или иной мере, подвергают камень постоянной природной «обработке». И без того, на пористой поверхности базальта, образуются новые углубления и трещины, а неоднократно проникающая в них и замерзающая зимой влага, постепенно разрушает камень.
За 50 лет возле села Сикачи-Алян, например, почти полностью исчезла третья группа петроглифов, близ села Шереметьевское на Уссури — первая группа, Киинские писаницы расстрелял из ружья нетрезвый охотник и этот скорбный список продолжается… А ведь самым старым рисункам более 14 тысяч лет. Если так дело пойдет дальше, то мы лишимся и оставшихся камней,- рассуждает Анатолий Судаков.
В 2002 году было принято постановление губернатора Хабаровского края «О мерах по охране, сохранению, использованию и исследованию памятника древней культуры «Петроглифы Сикачи-Аляна». Туда вошли положение о памятнике и план первоочередных мероприятий по его охране и использованию. Под руководством Научно-производственного центра по охране и использованию памятников истории и культуры был разработан и принят»Проект зон охраны памятника археологии «Петроглифы Сикачи-Аляна в Хабаровском районе Хабаровского края», специалистами центра подготовлены документы и ведется работа по включению сикачиалянского памятника в список всемирного культурного наследия ЮНЕСКО.
Интересный проект по сохранению, популяризации и изучению памятников наскального искусства предложил и некоммерческий фонд «Историческое наследие Амурского региона».
Первые копии петроглифов специалисты Фонда получили три года назад. Тогда удалось сделать четыре экспоната. В следующие годы появились остальные. Самое интересное, что познакомиться с технологией выполнения копий помогли немецкие специалисты.
Правда, чтобы получить первые копии нам пришлось изрядно повозиться над технологией, ее необходимо было адаптировать к нашим климатическим условиям, кроме того, требовались дорогостоящие компоненты и оборудование. К слову, когда все получилось, в знак благодарности хабаровчане подарили своим немецким друзьям одну из копий. Теперь амурский петроглиф выставлен в одном из залов музея в Нюрнберге.
Есть смысл сделать все 200 копий петроглифов, разбросанных по Нижнему Амуру, мы хотим продолжить это дело и дальше. По большому счету необходимо открывать постоянно действующую музейную экспозицию в Хабаровске, ведь не у всех хабаровчан есть возможность выехать в Сикачи-Алян. А часть петроглифов так и вовсе находится в пограничной зоне, куда доступ закрыт. Понятно, что для реализации этого проекта нужно еще очень много сделать. И очень важно, что проект уже получил поддержку хабаровских меценатов,- говорит Альберт Бабаев.
Помощь и поддержку фонду в организации отправки экспозиции копий петроглифов в Москву оказали И. М. Неклюдов, И. Г. Быстров и М.В. Косач. Низкий поклон и самые теплые слова благодарности нашим землякам.
Следующим шагом по пути сохранения и изучения памятников наскального искусства, по предложению специалистов фонда «Историческое наследие Амурского региона», могло бы стать лазерное сканирование. «Создание полной высокоточной трехмерной цифровой модели поверхности ценного памятника наскального искусства позволило бы корректно отслеживать сезонные и многолетние изменения памятника, точно диагностировать угрозу разрушения и заранее выявить наиболее уязвимые участки и фрагменты памятника, что сделало бы работу по сохранению более эффективной,- убежден Анатолий Судаков.
Самая главная задача сейчас — сохранить для последующих поколений эти уникальные памятники археологии. Специалисты фонда «Историческое наследие Амурского региона» убеждены, что для этого необходимо привлекать лучший отечественный и мировой опыт, объединить усилия заинтересованных служб и ведомств. Иначе амурские петроглифы, пережив столько тысячелетий, исчезнут с лица земли в наше время.
«Петроглифы Сикачи-Аляна» — уникальный памятник древнего наскального искусства на Нижнем Амуре (проблемы сохранения и использования).В настоящее время, со стороны российских и зарубежных исследователей, проявляется большой интерес к памятникам древнего
Совместно со специалистами НПЦ ОПИК Хабаровского края проведена рабочая экспедиция к памятнику археологии "Сукпайская писаница". Выполнены работы по очистке плоскостей камня от грязи, растительности и насекомых, произведена защитная обработка поверхности камня гидрофобизирующим защитным раствором
Проведена большая рабочая экспедиция к памятнику археологии "Петроглифы Сикачи-Аляна". Выполнена очистка петроглифов от грязи и растительности, перемещен валун, закрывавший доступ к ранее неизвестному наскальному рисунку, изготовлены точные копии более 20 уникальных сюжетов.
Проведена экспедиция к памятнику археологии "Сукпайская писаница". Исчезающие петроглифы, рисунки выполнены охрой на сером граните, включают три группы изображений. Сами рисунки практически уничтожены, контуры изображений с трудом просматриваются за счет следов пигмента, впитавшегося в тонкий
Фонд "Историческое наследие Амурского региона" при поддержке Правительства Хабаровского края, Министерства Природных ресурсов и Дальневосточного художественного музея проводит выставку «Петроглифы Амура». Ждем Вас c 20 февраля по 20 марта в Дальневосточном художественном музее ежедневно
Изготовлены и установлены два информационных знака на подходах к первой и второй группам Сикачи-Алянских петроглифов с вставкой - точной копией одного из наскальных рисунков.Евгений Горбачев